Сотрудники финотдела получают достойную зарплату, но при этом не влияют напрямую на прибыль предприятия. Рассмотрим, что такое KPI бухгалтера и как хозяйствующему субъекту разработать мотивационные решения для повышения эффективности работы сотрудников.
Какие обязанности у главного бухгалтера и счетоводов
Бухгалтерский отдел – важное звено в бизнес-системе предприятия. В числе основных обязанностей сотрудников:
- ведение бухотчетности;
- учет оборота средств;
- расчет сумм налоговых отчислений;
- учет издержек предприятия;
- своевременный расчет с контрагентами;
- расчет зарплаты сотрудников;
- подготовка отчетов;
- расчет себестоимости производимого продукта;
- расчет и начисление социальных выплат сотрудникам;
- контроль оборота денежных средств внутри кассы и др.
Перечень обязанностей у каждого хозяйствующего субъекта свой и зависит от специфики деятельности.
За что можно премировать главного бухгалтера
Не совсем корректно использовать идентичные критерии оценки работы главбуха предприятия и, например, работника склада. Премия бухгалтера может быть привязана к следующим показателям:
- сдача отчетности в срок;
- отсутствие ошибок в отчетах;
- расчет и начисление зарплаты работникам компании в соответствии с установленным графиком;
- отсутствие нареканий со стороны хозяйствующих субъектов, с которыми ведется работа;
- минимизация издержек предприятия;
- эффективная налоговая оптимизация;
- отсутствие штрафов и др.
Что такое KPI и как его применять
.jpg)
KPI – система коэффициентов или ключевые показатели эффективности (КПЭ). Помогает определить продуктивность работы сотрудников. Разработка показателей – сложный процесс, который предполагает присвоение каждому подразделению предприятия своих КПЭ.
Каждому показателю присваиваются свои параметры эффективности. В большинстве случаев выполняется четкая регламентация утвержденными сроками выполнения задач. При использовании такой системы каждый сотрудник получает индивидуальное вознаграждение на основе KPI.
Этапу запуска системы коэффициентов предшествует подготовительный этап. Он включает:
- Разработку стратегии. Во-первых, формируется система достижений, мотивирующая сотрудников в получении необходимых результатов.
- Определение показателей успешной работы. Нормативы для определения эффективности работы утверждаются руководством предприятия.
Для успешной интеграции в рабочий процесс системы коэффициентов, важно соблюдать некоторые условия. Выбранные показатели должны быть:
- достижимыми;
- измеримыми;
- соответствующими компетенции сотрудников.
Для мотивации бухгалтера можно использовать KPI:
- времени – сколько потребовалось времени для выполнения работы;
- процессинга – исполнение должностных обязанностей без сбоев;
- издержек – отражает расходы необходимых ресурсов;
- итогов – позволяет оценить результаты проделанной работы
KPI главного бухгалтера – что в него входит?
Определить четкие КПЭ непросто. Рассмотрим некоторые критерии, которые наиболее применимы к работе сотрудников бухгалтерского отдела:
- Сдача бухгалтерской отчетности в контролирующие органы без нарушения установленных сроков. Это один из главных показателей, который позволяет оценить эффективность работы. Сдача отчетности без опозданий – не только отсутствие штрафных санкций, но и законность работы предприятия.
- Исполнение бюджета. Речь идет о грамотном управлении предприятием без выхода за рамки утвержденного бюджета. Главная цель – достижение планируемых производственных и финансовых результатов.
- Работа без штрафов и нарушений. Руководство объявляет максимально допустимую сумму штрафов за несоблюдение норм бухгалтерского законодательства.
Это лишь часть критериев, которые можно учитывать при оценке результатов работы бухгалтера. Также можно принимать во внимание уровень нагрузки и квалификацию сотрудника.
Пример оценки КПЭ
Рассмотрим пример расчета KPI главбуха. Нас интересует 4 коэффициента:
- Показатель своевременной сдачи отчетов (В)
Да расчета используем формулу: В = В факт./В план. Где:
- В факт. – это действительные временные затраты на подготовку отчетов.
- В план. – плановые временные затраты на подготовку отчетов.
- Показатель просроченных платежей (П)
Да расчета используем формулу: П = П пo./П общ. Где:
- П пo .– объем просроченных обязательств.
- П общ. – объем неоплаченных обязательств.
- Показатель переплаты контрагентам (К)
Да расчета используем формулу: К= К опл./К факт. × 100%. Где:
- К опл. – сумма оплаченных обязательств.
- К факт. – фактическая сумма, которая была выставлена к оплате.
- Показатель ошибок при ведении счетов (С)
Для расчета используем формулу: С = С общ. выст. – С верн. Выст. Где:
- С верн. выст. – объем в денежном выражении счетов, которые были выставлены без ошибок.
- С общ. выст. – объем в денежном выражении всех счетов.
Пример № 1. Бухгалтер Х:
- В = В факт./В план = 66/47 =1,40
- П = (П пo. /П общ.) × 100% = 220/5600*100=3,9%
- К= (К опл./К факт.) × 100% = 7300/7300*100=100%
- С = С общ. выст. – С верн. выст =15 — 15=0
Полученные показатели эффективности этого работника бухгалтерии позволяют сделать следующие выводы:
- В>0 – значит работа была выполнена не только в срок, но и с запасом времени.
- П <50% - указывает на низкий уровень просрочек.
- К =100% - оплаты были совершены в соответствии с потребностями предприятия.
- С =0 – указывает на отсутствие ошибок при ведении счетов.
КПЭ положительные, значит эффективность этого сотрудника высокая. Она соответствует 4 баллам.
Пример №2. Бухгалтер Y:
- В = В факт./В план = 32/68 =0,47
- П = (П пo/П общ.) × 100% = 450/730*100=61%
- К= (К опл./К факт.) × 100% = 8100/6530*100=124%
- С = С общ.выст. – С верн.выст =24 — 17 =7.
Полученные показатели позволяют сделать следующие выводы:
- В<0 – значит работа была выполнена несвоевременно.
- П >50% - указывает на высокий уровень просрочек.
- К >100% - указывает на отсутствие переплат.
- С >0 – указывает на наличие ошибок при ведении счетов.
В этом случае КПЭ отрицательные, что указывает на низкий уровень эффективности работы сотрудника.

КПЭ – это не только хороший стимул для работников отдела бухгалтерии, но и эффективный инструмент контроля работы сотрудников в руках руководства компании. Отметим, что каждое предприятие подбирает свой набор показателей для оценки эффективности работы сотрудников. Чтобы система работала и цели были достигнуты, важно максимально справедливо выполнять оценку для повышения мотивации.