KPI бухгалтера

KPI бухгалтера

Сотрудники финотдела получают достойную зарплату, но при этом не влияют напрямую на прибыль предприятия. Рассмотрим, что такое KPI бухгалтера и как хозяйствующему субъекту разработать мотивационные решения для повышения эффективности работы сотрудников.

Какие обязанности у главного бухгалтера и счетоводов

Бухгалтерский отдел – важное звено в бизнес-системе предприятия. В числе основных обязанностей сотрудников:

  • ведение бухотчетности;
  • учет оборота средств;
  • расчет сумм налоговых отчислений;
  • учет издержек предприятия;
  • своевременный расчет с контрагентами;
  • расчет зарплаты сотрудников;
  • подготовка отчетов;
  • расчет себестоимости производимого продукта;
  • расчет и начисление социальных выплат сотрудникам;
  • контроль оборота денежных средств внутри кассы и др.

Перечень обязанностей у каждого хозяйствующего субъекта свой и зависит от специфики деятельности.

За что можно премировать главного бухгалтера

Не совсем корректно использовать идентичные критерии оценки работы главбуха предприятия и, например, работника склада. Премия бухгалтера может быть привязана к следующим показателям:

  • сдача отчетности в срок;
  • отсутствие ошибок в отчетах;
  • расчет и начисление зарплаты работникам компании в соответствии с установленным графиком;
  • отсутствие нареканий со стороны хозяйствующих субъектов, с которыми ведется работа;
  • минимизация издержек предприятия;
  • эффективная налоговая оптимизация;
  • отсутствие штрафов и др.

Что такое KPI и как его применять

KPI – система коэффициентов или ключевые показатели эффективности (КПЭ). Помогает определить продуктивность работы сотрудников. Разработка показателей – сложный процесс, который предполагает присвоение каждому подразделению предприятия своих КПЭ.

 


Каждому показателю присваиваются свои параметры эффективности. В большинстве случаев выполняется четкая регламентация утвержденными сроками выполнения задач. При использовании такой системы каждый сотрудник получает индивидуальное вознаграждение на основе KPI.


 

Этапу запуска системы коэффициентов предшествует подготовительный этап. Он включает:

  • Разработку стратегии. Во-первых, формируется система достижений, мотивирующая сотрудников в получении необходимых результатов.
  • Определение показателей успешной работы. Нормативы для определения эффективности работы утверждаются руководством предприятия.

Для успешной интеграции в рабочий процесс системы коэффициентов, важно соблюдать некоторые условия. Выбранные показатели должны быть:

  • достижимыми;
  • измеримыми;
  • соответствующими компетенции сотрудников.

Для мотивации бухгалтера можно использовать KPI:

  • времени – сколько потребовалось времени для выполнения работы;
  • процессинга – исполнение должностных обязанностей без сбоев;
  • издержек – отражает расходы необходимых ресурсов;
  • итогов – позволяет оценить результаты проделанной работы

KPI главного бухгалтера – что в него входит?

Определить четкие КПЭ непросто. Рассмотрим некоторые критерии, которые наиболее применимы к работе сотрудников бухгалтерского отдела:

  • Сдача бухгалтерской отчетности в контролирующие органы без нарушения установленных сроков. Это один из главных показателей, который позволяет оценить эффективность работы. Сдача отчетности без опозданий – не только отсутствие штрафных санкций, но и законность работы предприятия.
  • Исполнение бюджета. Речь идет о грамотном управлении предприятием без выхода за рамки утвержденного бюджета. Главная цель – достижение планируемых производственных и финансовых результатов.
  • Работа без штрафов и нарушений. Руководство объявляет максимально допустимую сумму штрафов за несоблюдение норм бухгалтерского законодательства.

Это лишь часть критериев, которые можно учитывать при оценке результатов работы бухгалтера. Также можно принимать во внимание уровень нагрузки и квалификацию сотрудника.

Пример оценки КПЭ

Рассмотрим пример расчета KPI главбуха. Нас интересует 4 коэффициента:

  • Показатель своевременной сдачи отчетов (В)

Да расчета используем формулу: В = В факт./В план. Где:

  1. В факт. – это действительные временные затраты на подготовку отчетов.
  2. В план. – плановые временные затраты на подготовку отчетов.
  • Показатель просроченных платежей (П)

Да расчета используем формулу: П = П пo./П общ. Где:

  1. П пo .– объем просроченных обязательств.
  2. П общ. – объем неоплаченных обязательств.
  • Показатель переплаты контрагентам (К)

Да расчета используем формулу: К= К опл./К факт. × 100%. Где:

  1.  К опл. – сумма оплаченных обязательств.
  2.  К факт. – фактическая сумма, которая была выставлена к оплате.
  • Показатель ошибок при ведении счетов (С)

Для расчета используем формулу: С = С общ. выст. – С верн. Выст. Где:

  1.  С верн. выст. – объем в денежном выражении счетов, которые были выставлены без ошибок.
  2.  С общ. выст. – объем в денежном выражении всех счетов.

Пример № 1. Бухгалтер Х:

  • В = В факт./В план = 66/47 =1,40
  • П = (П пo. /П общ.) × 100% = 220/5600*100=3,9%
  • К= (К опл./К факт.) × 100% = 7300/7300*100=100%
  • С = С общ. выст. – С верн. выст =15 — 15=0

Полученные показатели эффективности этого работника бухгалтерии позволяют сделать следующие выводы:

  • В>0 – значит работа была выполнена не только в срок, но и с запасом времени.
  • П <50% - указывает на низкий уровень просрочек.
  • К =100% - оплаты были совершены в соответствии с потребностями предприятия.
  • С =0 – указывает на отсутствие ошибок при ведении счетов.

КПЭ положительные, значит эффективность этого сотрудника высокая. Она соответствует 4 баллам.

Пример №2. Бухгалтер Y:

  • В = В факт./В план = 32/68 =0,47
  • П = (П пo/П общ.) × 100% = 450/730*100=61%
  • К= (К опл./К факт.) × 100% = 8100/6530*100=124%
  • С = С общ.выст. – С верн.выст =24 — 17 =7.

Полученные показатели позволяют сделать следующие выводы:

  • В<0 – значит работа была выполнена несвоевременно.
  • П >50% - указывает на высокий уровень просрочек.
  • К >100% - указывает на отсутствие переплат.
  • С >0 – указывает на наличие ошибок при ведении счетов.

В этом случае КПЭ отрицательные, что указывает на низкий уровень эффективности работы сотрудника.

 


КПЭ – это не только хороший стимул для работников отдела бухгалтерии, но и эффективный инструмент контроля работы сотрудников в руках руководства компании. Отметим, что каждое предприятие подбирает свой набор показателей для оценки эффективности работы сотрудников. Чтобы система работала и цели были достигнуты, важно максимально справедливо выполнять оценку для повышения мотивации.

Вернуться ко всем публикациям